Василий Латышов: «Тестировать надо со спокойствием»
Своё первое тестирование консоли Василий Латышов провёл ещё в начальных классах. Задел был дан, а теперь за плечами нашего коллеги работа над несколькими серьёзными проектами, солидный опыт и международный сертификат ISTQB. Василий рассказал о профессии тестировщика и поделился своим видением: что же такое QA?
Василий, как познакомился с компьютерными играми?
Я родился в Мордовии, но до 17 лет жил в Сургуте, где служил мой отец. У него в части в пять лет первый раз увидел персональный компьютер. Вечером, когда все разошлись, отец с гордостью показал это чудо техники и игру Wolfenstein 3D, которая стала одним из самых сильных впечатлений из детства. Потом на SEGA в компании играли в Mortal Kombat, Desert Strike… Первая пройденная игра — Sonic. А вот купленную родителями Dendy при подключении спалил. Как говорится, протестировал!
Какое влияние на тебя оказали игры?
Они с детства приучали к дисциплине: пока не выучены уроки, играть было нельзя. Поэтому, прибежав со школы, старался побыстрее сделать задания, чтобы осталось больше времени на Героев меча и магии.
Путь из Сургута в саранский BYTEX был длинным?
После школы, когда встал вопрос, где поступать в университет, сибирским холодам предпочёл родную республику. Закончив ВУЗ, начал искать работу и вспомнил, что попадалась вакансия, где пригодятся знания о видеоиграх. Приступил к обязанностям с первых рабочих дней 2016 года.
Почему выбрал тестирование?
QA требует наличия и постоянного применения аналитических способностей. Не дает расслабиться и умственно деградировать, заставляет постоянно изучать новые технологии и области знаний.
Что касается обучения тестированию — какие будут советы?
Лучше учиться на практике, в процессе работы. Но полезно в нерабочее время почитать книги, статьи, форумы на эту тему. Желательно изучить языки программирования, а также HTML, SQL, CSS… Это позволит качественней делать свою работу и быстрее двигаться по карьерной лестнице.
Сложно ли научиться профессионально тестировать?
Скажу так: и да, и нет. Важен склада ума, готовность учиться и воспринимать новую информацию. Тестирование — это исследование, изучение. Тестировщик знает как работает продукт, алгоритмы, схемы взаимодействия в игре. Наша профессия на высших позициях обязывает понимать технические аспекты и цели бизнеса, а также уметь правильно общаться с заказчиками/менеджерами/девелоперами. Ещё пригодится везение: если спотыкаетесь на ровном месте, то вам в тестировщики.
В чём же, на твой взгляд, заключается тестирование?
Тестированием мы постоянно занимаемся и в реальной жизни. Потому что всегда что-то проверяем. Но у нас это происходит более узкоспециализированно и направленно. Тестировщик знает, как система работает, где она не работает, и где работает не так, как задумано. Он умеет определить, чем вызвана ошибка, или хотя бы знает, где это искать.
А в свободное время поиграть удаётся?
Любой человек, чья работа связана с игровым тестированием скажет, что прошёл через полосу жизни, когда у него начинает меняться отношение к компьютерным играм как таковым. Во-первых, начинаешь искать баги, когда просто играешь дома, на форумах отправлять разработчикам баг-репорты. Было время, когда я на несколько недель вообще отказался от компьютерных игр: хватало и на работе. Но в определённый момент это прошло. Помогли старые игрушки, в которые по много часов залипал в детстве — к примеру, серия Halo. Перепрошёл её, и сейчас как раньше играю в свободное время с удовольствием.
Твой игровой ТОП-5?
- ArmA 3
- Black Desert
- Halo (вся серия)
- Heroes of Might and Magic (c 1 по 5 части)
- Total War (вся серия)
Недавно поздравляли очередных сертифицированных специалистов ISTQB — повод вспомнить, как ты сдавал этот экзамен?
Жутко волновался! С некоторыми вопросами возникали сложности, но по итогам всё сдал и сертификат получил.
Твои советы начинающим тестировщикам?
Думаю, пригодится такое напутствие — тестировать надо со спокойствием. Важен и момент коммуникации с коллегами. При всех неизбежно возникающих разногласиях, надо понимать, что вы работаете на одну цель. Естественно, никто из нас не любит замечания. Но важно уметь принимать во внимание конструктивную критику.
Что можешь сказать об автоматизации тестирования?
Не думаю, что в обозримом будущем тестировщика смогут заменить программой. Мануальщики будут всегда. Автоматизированно проверить игру объёма World of Warcraft возможным не представляется. Слишком много переменных. Даже если нанять сотню автоматизаторов, которые напишут тесты для разных строчек кода, для каждой локации и так далее — получится дороже и хуже. По той причине, что обрабатывать все эти данные всё равно должны люди, а их будет столько, что посмотреть всё не хватит никаких ресурсов. Машина не сможет правильно определить приоритет бага. Полная автоматизация если и годится для проверки некоторых приложений, то для тестирования игр не подходит.
Традиционный вопрос: как проводишь свободное время?
Как и все в BYTEX я увлекаюсь компьютерными играми, современными технологиями. Ещё люблю путешествия. Люблю готовить — особенно мясо или выпечку. Получается неплохо. В чём секрет? Не скупитесь на жирность сметаны — так гарантированно вкуснее.